Вопрос-ответ

В разделе собраны ответы на частые вопросы о деятельности регионального оператора

Круглогодичные начисления за вывоз ТКО производятся на основании пункта 148 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. В этом документе указано, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывают с учетом количества собственников такого помещения. Кроме того, в методике определения нормативов уже заложена сезонность, то есть летом мусора больше, чем зимой, при этом оплата круглогодично одинаковая. Неиспользование потребителем жилого помещения (не проживание в этом помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения потребителя от оплаты коммунальной услуги, в частности, услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которую потребители обязаны оплачивать будучи собственниками объекта недвижимости, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

Во всех 22-х муниципалитетах округа работает один регоператор – «Югра-Экология». Твердые коммунальные отходы размещаются на 37-и полигонах. Ежегодный объем вывозимого мусора – более полумиллиона тонн. В городах и поселках работает 30 наших контрагентов – это почти 500 машин. Для контроля работы наших контрагентов, отслеживания маршрутов, учета ввозимых объемов отходов на полигон необходима цифровизация процессов, подключение информационных систем. Благодаря установленным программам есть возможность в режиме реального времени контролировать действия транспортировщиков ТКО, следить за соблюдением маршрутов и графиков, а также движение транспортного средства по точкам сбора отходов.p> Программа помогает проследите несанкционированные заезды машины на контейнерные площадки, не указанные в графике. Можно проанализировать время, затраченное на сбор ТКО на одной площадке, или по всему маршруту. Отслеживается скорость и направление движения транспорта, даже стиль вождения водителя в целях избежание аварийных ситуаций.

Региональный оператор «Югра-Экология» не будет начислять платежи за услугу по обращению с ТКО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые вынуждены были приостановить свою деятельность на время режима самоизоляции из-за коронавируса. Для этого юридическому лицу нужно лишь подтвердить факт приостановки деятельности организации. Как ранее сообщалось, архивы, библ��отеки, музеи и спортивные комплексы, а также ряд предприятий, перечисленных в соответствующем Указе президента РФ и в локальных нормативных актах регионов, автоматически освобождаются от оплаты за услугу по обращению с ТКО. Юридические лица и предприниматели также могут получить перерасчет и сэкономить средства за коммунальную услугу. Те, кто имеет собственную контейнерную площадку, могут написать заявление для изменения графика вывоза отходов в адрес регоператора на почту: info@yugra-ecology.ru. Тем предпринимателям, кто платил по нормативу, нужно отправить заявление в свободной форме, а также приложить документы, подтверждающие приостановку деятельности. Перечень документов утверждён приказом директора «Югра-Экология», с которым можно ознакомиться на сайте общества: www.yugra-ecology.ru. Также подробную информацию можно узнать по телефону: 8 800 222 11 86.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов входящих в состав ТКО и территории, прилегаю��ей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов входящих в состав ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и в соответствии с п. 6.2 Постановления Правительства ХМАО от 11.07.2019 № 229-п «О правилах организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению) в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, установления ответственности за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов, приобретения, содержания контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, законодательством Российской Федерации на Регионального оператора не возложена обязанность по созданию мест накопления ТКО. Вместе с тем в 2020 году региональным оператором сформирован резервный фонд контейнеров для складирования ТКО (более 8000 штук), который будет использован по заявкам МО или потребителей.

В Югре законодательно предусмотрены субсидии и компенсации расходов на коммунальные услуги для различных категорий граждан. Между АО«Югра-Экология» и Центром социальных выплат Югры достигнуты договоренности о взаимодействии в работе и порядке предоставления компенсации на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Право на компенсацию расходов имеют следующие категории: инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; труженики тыла; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшие инвалидами; бывшие узники фашистских концлагерей; члены семей погибших (умерших) инвалидов (участников) Великой Отечественной войны 1941- 45 гг. и ветеранов боевых действий; граждане, пострадавшие от воздействия радиации; инвалиды 1,2,3 групп и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий; ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004; ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; многодетные семьи; граждане, проживающие и работающие в сельской местности в учреждениях здравоохранения, ветеринарии, социального обслуживания, образовательных учреждениях, учреждениях молодежной политики, культуры, физкультуры и спорта. Размер компенсации, в зависимости от категории, может составлять от 50 до 100%. Для жителей округа, ранее получавших компенсации «за коммуналку» никаких дополнительных заявлений писать не нужно. В Центре социальных выплат Югры уже есть необходимая информация. Также законодательством округа предусмотрена субсидия на оплату коммунальных услуг, в том числе и за обращение с ТКО, если расходы семьи на это составляют более 22% от совокупных доходов. Для этого нужно подать необходимые документы в Центр социальных выплат по месту жительства. В рамках договоренностей региональный оператор «Югра-Экология» предоставляет Центру социальных выплат Югры сведения о наличии или отсутствии задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО, так как должникам компенсация не выплачивается.

Существующая система сбора и удаления твердых коммунальных отходов, сложившаяся за десятилетия, основана на захоронении отходов на свалках, зачастую несанкционированных. При этой системе абсолютно не решаются вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, негативного воздействия деятельности по размещению отходов на окружающую среду. Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами направлена на создание новых объектов, изменение системы в сторону переработки образуемых твердых коммунальных отходов, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, повышение экологической сознательности населения в пользу ресурсосбережения. Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. Поскольку в Российской Федерации практически отсутствуют мусороперерабатывающие заводы или только начинают создаваться, на реализацию реформы необходимы значительные финансовые средства, привлечение которых в сферу позволит снизить нагрузку на население, связанную с тарифами на новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проведение договорной кампании будет осуществляться региональным оператором, и запланировано на август – сентябрь 2018 года. Также для успешного проведения кампании планируется привлечь к участию УК, ТСЖ, кооперативы, муниципальные образования, информационно-расчетные центры.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется программа по внедрению раздельного накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.10.2020 № 555-рп утвержден «План мероприятий («дорожная карта») по введению раздельного накопления ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В настоящее время работы по внедрению раздельного накопления ТКО проводятся в г. Югорск, г. Нижневартовск, Нефтеюганский район (сп. Каркатевы), г. Урай.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» вопросы регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены к полномочиям Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Согласно письму ФАС России от 19.04.2017 № ВК/26417/17 вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО Региональной службой по тарифам обеспечивается установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на 2018 год и последующие годы в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Основами ценообразования в области обращения с ТКО и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определяются соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные РСТ Югры. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: – единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; – тариф на обработку ТКО; – тариф на обезвреживание ТКО; – тариф на захоронение ТКО. С момента установления единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО наступает обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, которая войдет в плату за коммунальные услуги. Единый тариф регионального оператора включает в себя все услуги, связанные с обращением с ТКО (сбор, вывоз, обработку, обезвреживание, захоронение ТКО). Уполномоченным органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за правильностью применения цен, тарифов, надбавок является РСТ Югры. Региональный государственный контроль (надзор) в указанных сферах деятельности проводится РСТ Югры в форме плановых проверок.

УК, ТСЖ, кооперативы, наряду с региональным оператором являются исполнителями коммунальных услуг, исходя из Постановления Правительства №354. Согласно данному постановлению, в случае отсутствия решения общего собрания собственников об осуществлении расчетов по услуге ТКО напрямую с региональным оператором, исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается УК, ТСЖ, кооператив. При этом УК обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО в многоквартирном доме (территории, дачном участке). Следует отметить, что собственники нежилых помещений, юридические лица со дня начала деятельности регионального оператора обязаны заключить договор исключительно с региональным оператором. Соответственно, со дня начала деятельности оператора УК обязаны исключить из контрагентов юридические лица, индивидуальных предпринимателей. УК, ТСЖ, кооперативы могут исключить себя из цепочки исполнителей только при наличии решений собственников, принятых и оформленных в установленном законом порядке.

— В холодное время года (среднесуточная температура +5 и ниже) – не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше + 5) – 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года – не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Для юридического лица существенным условием договоров об оказании услуг по транспортированию ТКО являются периодичность и время вывоза ТКО, при этом положения Федерального закона № 89-ФЗ не содержат требований к графику вывоза ТКО.

Согласно п. 2 типового договора периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяется согласно Приложению к договору. Правила № 1156 также не содержат конкретного срока (периодичности) вывоза ТКО.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре — свыше +5 град. C) — не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19). Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов (п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88).

Таким образом, региональный оператор при утверждении графика вывоза ТКО руководствуется СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19 и осуществлять вывоз ТКО в теплое время (при плюсовой температуре — свыше +5 град. C) ежедневно по времени с 7 часов до 23 часов, а в зимнее время (при температуре -5 град. C и ниже) — с 7 часов до 23 часов один раз в трое суток, а также информацией, указанной в приложении к договору юрилического лица.

— В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

В стоимость услуги не включена сортировка или переработка ТКО, поскольку на данном этапе формирование системы обращения с ТКО не созданы условия для сортировки и переработки отходов, региональный оператор не оказывает таких услуг.

В соответствии с законодательством РФ КГО складируется либо на контейнерной площадке, либо на специальной площадке для складирования КГО на основании решения органов местного самоуправления. Вывоз КГО региональным оператором на основании правил СанПин осуществляется не реже 1 раза в 7 календарных дней с контейнерной площадке, если юридическое лицо складирует его на контейнерную площадку, либо по заявке потребителя, если КГО складируется на контейнерную площадку, принадлежащую юридическому лицу по отдельному договору.

— Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны обращение компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье.

— В п.148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

— Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть три варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК/ТСЖ/кооперативом и платите за мусор им. Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.

  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК/ТСЖ/кооперативом, но платите региональному оператору. Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.

  3. В вашем доме непосредственное управление/ у вас частный дом. В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения, региональный оператор выступает за то, чтобы платежный документ был единым.

В соответствии с жилищным законодательством РФ, раньше расчет платы для населения устанавливался по результатам принятых решений общих собраний собственников многоквартирных домов, и мог рассчитываться как с человека, так и с квадратного метра.

Согласно изменениям в Федеральном законе № 89-ФЗ, плата будет рассчитываться исходя из нормативов накопления ТКО на человека.

Для юридических лиц в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчет по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется одним из двух способов: расчетным путем исходя из:

1. нормативов накопления твердых коммунальных отходов и количества расчетных единиц. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются каждым муниципальным образованием.

2. количества и объёма контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза (периодичность вывоза потребитель устанавливает в своей заявке).

В труднодоступный населенных пунктах, без круглогодичных путей сообщения органами местной власти организуются площадки временного накопления (ПВН)

На ПВН складирование ТКО разрешено сроком не более чем одиннадцать месяцев, откуда в далее они увозятся в целях дальнейшей утилизации, обезвреживания, захоронения. Обычно региональный оператор осуществляет вывоз ТКО с ПВН после запуска зимней переправы до конца марта.

Управляющей компании/ТСЖ/кооперативу – если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.

– Региональному оператору ТКО – если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

– Если в вашем городе органы местного самоуправления утвердили НПА – Порядок раздельного накопления отходов, вы в праве организовать в вашем доме раздельный сбор мусора. При Для домов, которые используют раздельные накопления и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.

– Сообщать в УК\региональному оператору об изменении числа жильцов.

В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.

– Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.

При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.

– Жаловаться на некачественный вывоз мусора. Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3, 3%.

Для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I–IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут оштрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно! При обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148 (36) ПП №354).

– Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп в п.148 (23), п.148 (35) ПП № 354 от 06.05.2011) Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

– Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.

– Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщать соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.

– Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов – они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

Нет, нельзя. В пункте 148 (29) ПП № 354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона.

Порядок утверждения нормативов накопления ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

Норматив накопления ТКО – объем образующихся отходов в год на человека. Нормативы устанавливают органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления поселений или городских округов.

При определении нормативов используются данные средне-сезонных суточных замеров накопления ТКО по категориям потребителей, произведенных путем взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц зимой, весной, летом и осенью в течение 7 дней подряд. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов»

– собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);

– собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.) Исключение: собственники машино-мест (п.148 (1) ПП № 354);

– управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);

– собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК)

Пример типового договора с региональным оператором можно посмотреть в постановлении Правительства № 1156.

Новая система обращения с отходами заработала в южной зоне округа с января 2019, а в северной зоне с июля 2019 года, после утверждения тарифа на услугу «Обращение с отходами». Эту услугу оказывает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – АО «Югра-Экология».

С момента утверждения тарифа наступает обязанность заключения договора и оплаты услуги «обращение с ТКО». Это обязанность указана в федеральном законодательстве (статья 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Отсутствие договора – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях).

В силу статьи 24.7. Закона № 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является для регионального оператора публичным, а собственник твердых коммунальных отходов обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Приглашение к заключению договора размещено на официальном сайте регионального оператора, в разделе «Договорная кампания».

Приглашение опубликовано в газете «Новости Югры» 24 января 2019 года. При этом в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с Правилами № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок заключения договора:

Для заключения договора необходимо прежде всего заполнить бланк заявки и копии документов направить Региональному оператору. Бланки для подачи заявки размещены на сайте www.yugra-ecology.ru. Заполненные документы необходимо выслать на электронную почту : info@yugra-ecology.ru. Для улучшения качества предоставляемых услуг и удобства клиентов – юридических лиц, за территориями муниципальных образований закреплены персональные специалисты договорного и абонентного отделов. В каждом городе и районе округа работают официальные представители АО «Югра-Экология», которые сами могут приехать в организацию для заключения договора.

Срок оплаты по договору:

Оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должна производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором услуга была оказана вне зависимости от оформления договора в письменной форме, так как договор считается заключенным на условиях типового договора, размещенного на официальном сайте www.yugra-ecology.ru.

Отсутствие договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению ТКО:

1. Административное правонарушение, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Возможен штраф для юридических лиц от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

2. Право регионального оператора взыскать в судебном порядке оплату за оказанную услугу.

Собственник жилого помещения или потребитель услуги может обратиться с заявлением о перерасчете с указанием фамилии, имени и отчества каждого отсутствующего потребителя, дня начала и окончания периода их временного отсутствия. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт и период такого отсутствия.
Когда потребитель временно отсутствует в жилом помещении, он вправе потребовать перерасчета платы за ТКО:
Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении, если он отсутствует более 5 календарных дней подряд (пункт 148(44) Правил № 354).
Заявление на перерасчет платы за ТКО подается исполнителю либо до начала временного отсутствия, либо после окончания периода отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения (пункт 91 Правил № 354). Перерасчет можно сделать за период отсутствия не более чем 6 месяцев, с последующим продлением еще на 6 месяцев.
За консультацией по вопросам начислений, перерасчета, квитанций вы всегда можете обратиться к агенту. Бланки заявлений размещены на сайтах агентов по расчетно-кассовому обслуживанию .

Круглогодичные начисления за вывоз ТКО производятся на основании пункта 148 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. В этом документе указано, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывают с учетом количества собственников такого помещения. Кроме того, в методике определения нормативов уже заложена сезонность, то есть летом мусора больше, чем зимой, при этом оплата круглогодично одинаковая. Неиспользование потребителем жилого помещения (не проживание в этом помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения потребителя от оплаты коммунальной услуги, в частности, услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которую потребители обязаны оплачивать будучи собственниками объекта недвижимости, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

Во всех 22-х муниципалитетах округа работает один регоператор – «Югра-Экология». Твердые коммунальные отходы размещаются на 37-и полигонах. Ежегодный объем вывозимого мусора – более полумиллиона тонн. В городах и поселках работает 30 наших контрагентов – это почти 500 машин. Для контроля работы наших контрагентов, отслеживания маршрутов, учета ввозимых объемов отходов на полигон необходима цифровизация процессов, подключение информационных систем. Благодаря установленным программам есть возможность в режиме реального времени контролировать действия транспортировщиков ТКО, следить за соблюдением маршрутов и графиков, а также движение транспортного средства по точкам сбора отходов.p> Программа помогает проследите несанкционированные заезды машины на контейнерные площадки, не указанные в графике. Можно проанализировать время, затраченное на сбор ТКО на одной площадке, или по всему маршруту. Отслеживается скорость и направление движения транспорта, даже стиль вождения водителя в целях избежание аварийных ситуаций.

Региональный оператор «Югра-Экология» не будет начислять платежи за услугу по обращению с ТКО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые вынуждены были приостановить свою деятельность на время режима самоизоляции из-за коронавируса. Для этого юридическому лицу нужно лишь подтвердить факт приостановки деятельности организации. Как ранее сообщалось, архивы, библ��отеки, музеи и спортивные комплексы, а также ряд предприятий, перечисленных в соответствующем Указе президента РФ и в локальных нормативных актах регионов, автоматически освобождаются от оплаты за услугу по обращению с ТКО. Юридические лица и предприниматели также могут получить перерасчет и сэкономить средства за коммунальную услугу. Те, кто имеет собственную контейнерную площадку, могут написать заявление для изменения графика вывоза отходов в адрес регоператора на почту: info@yugra-ecology.ru. Тем предпринимателям, кто платил по нормативу, нужно отправить заявление в свободной форме, а также приложить документы, подтверждающие приостановку деятельности. Перечень документов утверждён приказом директора «Югра-Экология», с которым можно ознакомиться на сайте общества: www.yugra-ecology.ru. Также подробную информацию можно узнать по телефону: 8 800 222 11 86.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов входящих в состав ТКО и территории, прилегаю��ей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов входящих в состав ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и в соответствии с п. 6.2 Постановления Правительства ХМАО от 11.07.2019 № 229-п «О правилах организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению) в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, установления ответственности за обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов, приобретения, содержания контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, законодательством Российской Федерации на Регионального оператора не возложена обязанность по созданию мест накопления ТКО. Вместе с тем в 2020 году региональным оператором сформирован резервный фонд контейнеров для складирования ТКО (более 8000 штук), который будет использован по заявкам МО или потребителей.

В Югре законодательно предусмотрены субсидии и компенсации расходов на коммунальные услуги для различных категорий граждан. Между АО«Югра-Экология» и Центром социальных выплат Югры достигнуты договоренности о взаимодействии в работе и порядке предоставления компенсации на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Право на компенсацию расходов имеют следующие категории: инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; труженики тыла; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшие инвалидами; бывшие узники фашистских концлагерей; члены семей погибших (умерших) инвалидов (участников) Великой Отечественной войны 1941- 45 гг. и ветеранов боевых действий; граждане, пострадавшие от воздействия радиации; инвалиды 1,2,3 групп и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий; ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004; ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; многодетные семьи; граждане, проживающие и работающие в сельской местности в учреждениях здравоохранения, ветеринарии, социального обслуживания, образовательных учреждениях, учреждениях молодежной политики, культуры, физкультуры и спорта. Размер компенсации, в зависимости от категории, может составлять от 50 до 100%. Для жителей округа, ранее получавших компенсации «за коммуналку» никаких дополнительных заявлений писать не нужно. В Центре социальных выплат Югры уже есть необходимая информация. Также законодательством округа предусмотрена субсидия на оплату коммунальных услуг, в том числе и за обращение с ТКО, если расходы семьи на это составляют более 22% от совокупных доходов. Для этого нужно подать необходимые документы в Центр социальных выплат по месту жительства. В рамках договоренностей региональный оператор «Югра-Экология» предоставляет Центру социальных выплат Югры сведения о наличии или отсутствии задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО, так как должникам компенсация не выплачивается.

Существующая система сбора и удаления твердых коммунальных отходов, сложившаяся за десятилетия, основана на захоронении отходов на свалках, зачастую несанкционированных. При этой системе абсолютно не решаются вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, негативного воздействия деятельности по размещению отходов на окружающую среду. Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами направлена на создание новых объектов, изменение системы в сторону переработки образуемых твердых коммунальных отходов, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, повышение экологической сознательности населения в пользу ресурсосбережения. Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. Поскольку в Российской Федерации практически отсутствуют мусороперерабатывающие заводы или только начинают создаваться, на реализацию реформы необходимы значительные финансовые средства, привлечение которых в сферу позволит снизить нагрузку на население, связанную с тарифами на новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проведение договорной кампании будет осуществляться региональным оператором, и запланировано на август – сентябрь 2018 года. Также для успешного проведения кампании планируется привлечь к участию УК, ТСЖ, кооперативы, муниципальные образования, информационно-расчетные центры.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется программа по внедрению раздельного накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.10.2020 № 555-рп утвержден «План мероприятий («дорожная карта») по введению раздельного накопления ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В настоящее время работы по внедрению раздельного накопления ТКО проводятся в г. Югорск, г. Нижневартовск, Нефтеюганский район (сп. Каркатевы), г. Урай.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» вопросы регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены к полномочиям Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Согласно письму ФАС России от 19.04.2017 № ВК/26417/17 вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО Региональной службой по тарифам обеспечивается установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на 2018 год и последующие годы в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Основами ценообразования в области обращения с ТКО и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определяются соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные РСТ Югры. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: – единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; – тариф на обработку ТКО; – тариф на обезвреживание ТКО; – тариф на захоронение ТКО. С момента установления единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО наступает обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, которая войдет в плату за коммунальные услуги. Единый тариф регионального оператора включает в себя все услуги, связанные с обращением с ТКО (сбор, вывоз, обработку, обезвреживание, захоронение ТКО). Уполномоченным органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за правильностью применения цен, тарифов, надбавок является РСТ Югры. Региональный государственный контроль (надзор) в указанных сферах деятельности проводится РСТ Югры в форме плановых проверок.

УК, ТСЖ, кооперативы, наряду с региональным оператором являются исполнителями коммунальных услуг, исходя из Постановления Правительства №354. Согласно данному постановлению, в случае отсутствия решения общего собрания собственников об осуществлении расчетов по услуге ТКО напрямую с региональным оператором, исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается УК, ТСЖ, кооператив. При этом УК обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО в многоквартирном доме (территории, дачном участке). Следует отметить, что собственники нежилых помещений, юридические лица со дня начала деятельности регионального оператора обязаны заключить договор исключительно с региональным оператором. Соответственно, со дня начала деятельности оператора УК обязаны исключить из контрагентов юридические лица, индивидуальных предпринимателей. УК, ТСЖ, кооперативы могут исключить себя из цепочки исполнителей только при наличии решений собственников, принятых и оформленных в установленном законом порядке.

— В холодное время года (среднесуточная температура +5 и ниже) – не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше + 5) – 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года – не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Для юридического лица существенным условием договоров об оказании услуг по транспортированию ТКО являются периодичность и время вывоза ТКО, при этом положения Федерального закона № 89-ФЗ не содержат требований к графику вывоза ТКО.

Согласно п. 2 типового договора периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяется согласно Приложению к договору. Правила № 1156 также не содержат конкретного срока (периодичности) вывоза ТКО.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре — свыше +5 град. C) — не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19). Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов (п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88).

Таким образом, региональный оператор при утверждении графика вывоза ТКО руководствуется СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19 и осуществлять вывоз ТКО в теплое время (при плюсовой температуре — свыше +5 град. C) ежедневно по времени с 7 часов до 23 часов, а в зимнее время (при температуре -5 град. C и ниже) — с 7 часов до 23 часов один раз в трое суток, а также информацией, указанной в приложении к договору юрилического лица.

— В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

В стоимость услуги не включена сортировка или переработка ТКО, поскольку на данном этапе формирование системы обращения с ТКО не созданы условия для сортировки и переработки отходов, региональный оператор не оказывает таких услуг.

В соответствии с законодательством РФ КГО складируется либо на контейнерной площадке, либо на специальной площадке для складирования КГО на основании решения органов местного самоуправления. Вывоз КГО региональным оператором на основании правил СанПин осуществляется не реже 1 раза в 7 календарных дней с контейнерной площадке, если юридическое лицо складирует его на контейнерную площадку, либо по заявке потребителя, если КГО складируется на контейнерную площадку, принадлежащую юридическому лицу по отдельному договору.

— Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны обращение компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье.

— В п.148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

— Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть три варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК/ТСЖ/кооперативом и платите за мусор им. Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.

  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК/ТСЖ/кооперативом, но платите региональному оператору. Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.

  3. В вашем доме непосредственное управление/ у вас частный дом. В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения, региональный оператор выступает за то, чтобы платежный документ был единым.

В соответствии с жилищным законодательством РФ, раньше расчет платы для населения устанавливался по результатам принятых решений общих собраний собственников многоквартирных домов, и мог рассчитываться как с человека, так и с квадратного метра.

Согласно изменениям в Федеральном законе № 89-ФЗ, плата будет рассчитываться исходя из нормативов накопления ТКО на человека.

Для юридических лиц в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчет по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется одним из двух способов: расчетным путем исходя из:

1. нормативов накопления твердых коммунальных отходов и количества расчетных единиц. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются каждым муниципальным образованием.

2. количества и объёма контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза (периодичность вывоза потребитель устанавливает в своей заявке).

В труднодоступный населенных пунктах, без круглогодичных путей сообщения органами местной власти организуются площадки временного накопления (ПВН)

На ПВН складирование ТКО разрешено сроком не более чем одиннадцать месяцев, откуда в далее они увозятся в целях дальнейшей утилизации, обезвреживания, захоронения. Обычно региональный оператор осуществляет вывоз ТКО с ПВН после запуска зимней переправы до конца марта.

Управляющей компании/ТСЖ/кооперативу – если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.

– Региональному оператору ТКО – если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

– Если в вашем городе органы местного самоуправления утвердили НПА – Порядок раздельного накопления отходов, вы в праве организовать в вашем доме раздельный сбор мусора. При Для домов, которые используют раздельные накопления и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.

– Сообщать в УК\региональному оператору об изменении числа жильцов.

В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.

– Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.

При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.

– Жаловаться на некачественный вывоз мусора. Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3, 3%.

Для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I–IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут оштрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно! При обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148 (36) ПП №354).

– Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп в п.148 (23), п.148 (35) ПП № 354 от 06.05.2011) Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

– Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.

– Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщать соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.

– Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов – они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

Нет, нельзя. В пункте 148 (29) ПП № 354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона.

Порядок утверждения нормативов накопления ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

Норматив накопления ТКО – объем образующихся отходов в год на человека. Нормативы устанавливают органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления поселений или городских округов.

При определении нормативов используются данные средне-сезонных суточных замеров накопления ТКО по категориям потребителей, произведенных путем взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц зимой, весной, летом и осенью в течение 7 дней подряд. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов»

– собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);

– собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.) Исключение: собственники машино-мест (п.148 (1) ПП № 354);

– управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);

– собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК)

Пример типового договора с региональным оператором можно посмотреть в постановлении Правительства № 1156.

Новая система обращения с отходами заработала в южной зоне округа с января 2019, а в северной зоне с июля 2019 года, после утверждения тарифа на услугу «Обращение с отходами». Эту услугу оказывает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – АО «Югра-Экология».

С момента утверждения тарифа наступает обязанность заключения договора и оплаты услуги «обращение с ТКО». Это обязанность указана в федеральном законодательстве (статья 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Отсутствие договора – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях).

В силу статьи 24.7. Закона № 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является для регионального оператора публичным, а собственник твердых коммунальных отходов обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Приглашение к заключению договора размещено на официальном сайте регионального оператора, в разделе «Договорная кампания».

Приглашение опубликовано в газете «Новости Югры» 24 января 2019 года. При этом в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с Правилами № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок заключения договора:

Для заключения договора необходимо прежде всего заполнить бланк заявки и копии документов направить Региональному оператору. Бланки для подачи заявки размещены на сайте www.yugra-ecology.ru. Заполненные документы необходимо выслать на электронную почту : info@yugra-ecology.ru. Для улучшения качества предоставляемых услуг и удобства клиентов – юридических лиц, за территориями муниципальных образований закреплены персональные специалисты договорного и абонентного отделов. В каждом городе и районе округа работают официальные представители АО «Югра-Экология», которые сами могут приехать в организацию для заключения договора.

Срок оплаты по договору:

Оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должна производится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором услуга была оказана вне зависимости от оформления договора в письменной форме, так как договор считается заключенным на условиях типового договора, размещенного на официальном сайте www.yugra-ecology.ru.

Отсутствие договора с Региональным оператором на оказание услуг по обращению ТКО:

1. Административное правонарушение, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Возможен штраф для юридических лиц от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

2. Право регионального оператора взыскать в судебном порядке оплату за оказанную услугу.

Собственник жилого помещения или потребитель услуги может обратиться с заявлением о перерасчете с указанием фамилии, имени и отчества каждого отсутствующего потребителя, дня начала и окончания периода их временного отсутствия. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт и период такого отсутствия.
Когда потребитель временно отсутствует в жилом помещении, он вправе потребовать перерасчета платы за ТКО:
Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении, если он отсутствует более 5 календарных дней подряд (пункт 148(44) Правил № 354).
Заявление на перерасчет платы за ТКО подается исполнителю либо до начала временного отсутствия, либо после окончания периода отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения (пункт 91 Правил № 354). Перерасчет можно сделать за период отсутствия не более чем 6 месяцев, с последующим продлением еще на 6 месяцев.
За консультацией по вопросам начислений, перерасчета, квитанций вы всегда можете обратиться к агенту. Бланки заявлений размещены на сайтах агентов по расчетно-кассовому обслуживанию .

Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор обезличенных данных cookies. Обработка данных осуществляется в соответствии с политикой обработки персональных данных.